Федеральное государственное казенное учреждение
«Управление вневедомственной охраны войск
национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве»
Новости Об Управлении Служба в УВО Услуги Подразделения Пресс-служба Контакты
главная страница|Об Управлении|История

Об Управлении

История

   В наши дни невозможно себе представить структуру российского МВД без подразделений вневедомственной охраны. А ведь служба эта сравнительно молода. Ей исполнилось всего 60 лет, а например, уголовному розыску уже давно перевалило за 90. Но, с другой стороны, и 60 лет – не так уж мало. За это время сменилось несколько поколений сотрудников, сейчас в подразделениях работают дети и внуки тех, кто стоял у истоков зарождения службы. Возрос технический и профессиональный уровень «ночной милиции». И, конечно же, за шесть десятилетий были созданы славные боевые и трудовые традиции службы.

   Нелегкая, но полная отваги, героизма и мужества судьба выпала на долю вневедомственной охраны. Служба неоднократно оказывалась на крутых поворотах истории, однако устойчивости не теряла, продолжала следовать избранным курсом, обеспечивая высокий уровень сохранности государственной и всех других видов собственности, личного имущества и безопасности граждан, укрепляя репутацию единственного государственного учреждения, предоставляющего все виды охранных услуг. В течение 60 лет нарабатывался опыт охранной деятельности. С его накоплением служба превратилась в одно из крупнейших и наиболее мобильных подразделений МВД.


   29 октября 1952 года Постановлением Совета Министров СССР № 4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» создана вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО) при органах Министерства внутренних дел. В подчинение органов внутренних дел были переданы сторожевые бригады, охранявшие торговые и хозяйственные объекты. Первоначально вневедомственная охрана занималась защитой мелких объектов собственности, и только уже затем – крупных предприятий, строек, банков, магазинов и других учреждений.

   Предшественницами вневедомственной охраны можно назвать созданную 3 марта 1920 года для охраны промышленных объектов, запасов продукции и сырья промышленную милицию, а также ведомственную милицию, Положение о которой было утверждено 6 февраля 1924 года. Она создавалась на договорных началах с администрацией народно-хозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет.

   Таким образом, 1952 года все объекты народного хозяйства страны охраняли сами ведомства, содержащие в своих штатах целую армию сторожей. Подчинение охраны различным ведомствам не давало возможности совершенствовать ее организацию, не позволяло широко внедрять технические средства, которые увеличивали бы надежность и одновременно ее удешевляли. 29 октября 1952 года часть этой охраны была передана в подчинение милиции. Так наравне с ведомственной появилась и вневедомственная охрана.


   В структуре вневедомственной охраны были организованы сторожевые и военизированные подразделения, осуществлявшие наружную охрану особо важных, режимных объектов, мелких промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов. Уже на первом этапе своего развития, в 50-х годах, когда господствовала многочисленная наружная сторожевая охрана, значительно активизировалась роль вневедомственной охраны в предупреждении краж и хищений с охраняемых объектов.

   В 1953 году вневедомственная охрана была организованна в районных центрах, городах районного подчинения, рабочих поселках, на курортах и в дачных местностях. Центральным органом управления стал отдел охраны, образованный в составе Главного управления милиции МГБ СССР.

   Управления и отделы охраны выступали как самостоятельные внебюджетные организации, пользовавшиеся правами юридических лиц.

  Обеспечивая сохранность государственного, частного и коллективного имущества, выполняя различные задачи по охране правопорядка, вневедомственная охрана работала исключительно на основе самофинансирования.

   С созданием милицейских и военизированных подразделений, внедрением технических средств охраны имидж службы стал иным. На смену пожилым сторожам пришла молодежь в возрасте от 20 до 35 лет, много бывших фронтовиков.


   24 января 1959 года Постановлением Совета Министров СССР вместо пяти видов охраны (военизированная 1-й категории, военизированная, вооружено-вахтерская, профессионально-пожарная, сторожевая) установлено 2 вида: военизированная – для охраны особо важных и режимных объектов, и сторожевая – для мелких промышленных предприятий и строительных организаций, а также хозяйственных, торговых и других объектов.

   Отделы вневедомственной сторожевой охраны были преобразованы в отделы охраны при органах милиции, на которые наряду с осуществлением руководства вневедомственной охраной возлагались обязательства инспектирования ведомственной милиции и контроля за ее организацией и состоянием. Однако все эти меры не решали вопроса коренной перестройки организации охраны в стране.  


     Постановлением Совета Министров РСФСР № 670 от 18.05.1962 года перед вневедомственной охраной были поставлены задачи по внедрению средств технической охраны (охранной, пожарной сигнализации), развитию централизованной охраны объектов.

 Начинается внедрение первой охранной сигнализации – электрической, звуковой. Но в целом, кустарной. Вопросы промышленного производства технических средств охраны каждое подразделение решало самостоятельно. Поэтому о качестве и высоком уровне надежности речи не шло. Кроме того, на изготовление небольшого количества аппаратуры затрачивались огромные средства.

   В связи с этим в 1956 году было принято постановление, которое предусматривало целый ряд радикальных мер по широкому внедрению в охрану технических средств как основы для дальнейшего ее совершенствования и удешевления. В частности, создается специальная организация – Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны МВД СССР, на который  была возложена разработка аппаратуры охранной сигнализации. Впоследствии одно из подразделений ВНИИПО МВД ССР вошло в состав ГУВО МВД России.

   В это же время из структуры вневедомственной охраны была выведена пожарная охрана.


   А чуть раньше, в 1964 году, в порядке эксперимента, по инициативе Ленинградского УВО впервые в стране проводиться частичная замена сторожевой обходной охраны на милицию. Результат не заставил себя ждать: активизировалась борьба с преступностью, нарушениями общественного порядка, стало больше пресекаться краж. Сотрудник милиции, находясь на посту, осуществлял не только охрану объекта, но и контролировал общественный порядок, обеспечивая борьбу с преступностью. Такой же эксперимент шел и в подмосковном Подольске.

   Преимущество такой системы было бесспорно. Поэтому были изданы документы, призванные укрепить службу вневедомственной охраны.

   Постановлением Правительства СССР № 129 от 18 февраля 1966 года было принято «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел». В соответствии с ним было создано Управление вневедомственной охраны, благодаря чему в стране была организованна единая централизованная система вневедомственной охраны, призванная решать задачи защиты социалистической собственности от преступных посягательств. Распоряжением Совета Министров СССР от 10 мая 1967 года организованна замена занятых на обходных постах сторожей и бригадиров милиционерами. В это же время установлены первые пульты централизованного наблюдения для охраны объектов.


   С 1969 года под централизованную охрану принимаются квартиры граждан, а в 1970 году в составе вневедомственной охраны формируются подразделения так называемой «ночной милиции» - на улицу выехали первые авто- и мотопатрульные наряды. После 1970 года все силы службы были направлены на коренное перевооружение вневедомственной охраны техническими средствами.

   Тем временем Министерство приборостроения СССР организовало разработку и производство охранной аппаратуры, пультов централизованного наблюдения. С появлением пультов централизованного наблюдения, на которые по линиям телефонной связи подключались объекты, открылся новый этап развития службы вневедомственной охраны.

   Первый пульт «Нева» и первый приемно-контрольный прибор «Сигнал» были созданы в специализированном конструкторском бюро, в небольшой механической мастерской. С помощью этого оборудования впервые в стране, в Тушинском районе Москвы, состоялся эксперимент использования пультовой охраны: было подключено 15 магазинов. Охрана с помощью ПЦО в сочетании с мобильными патрулями используется и по сей день.

   Все последующие года стали для службы вневедомственной охраны вехами дальнейшего совершенствования и расширения уже созданной ею базы охранных услуг населению, различным предприятиям и организациям на договорной основе.

   По состоянию на 1957 год общая численность вневедомственной охраны в СССР составляла 53 тысячи человек, под охраной находилось 200 тысяч объектов. Интересно, что в конце 90-х годов численность только московской вневедомственной охраны была около 50 тысяч человек, а количество охраняемых объектов было чуть ли не большим.

   В 1979 году службе поручено охранять учреждения Государственного банка СССР.


   В 1980 году сотрудники вневедомственной охраны вневедомственной охраны Москвы, как и все столичные милиционеры, активно принимали участие в мероприятиях по организации безопасности во время проведения Олимпиады.

  Численность милиционеров вневедомственной охраны резко увеличилась. Служба стала успешно применять в работе все более совершенные охранно-пожарные датчики, а также более надежные системы централизованного наблюдения за охраняемыми объектами, количество которых увеличивалось с каждым годом. Все эти меры значительно повысили эффективность в предупреждении краж и хищений государственного и общественного имущества.


   В 1980 году в Воронеже открылась средняя школа милиции по подготовке офицерского состава для вневедомственной охраны, а в 1982 году состоялся первый выпуск.

   С 1986 года в состав вневедомственной охраны вошли подразделения ведомственной милиции.

   Являясь государственной, служба не получала на свое содержание средства из бюджета страны, а сама зарабатывала их на основе договоров, заключаемых с хозорганами.

  28 декабря 1989 года было создано Главное управление вневедомственной охраны в связи с образованием союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР


   Особенно трудным стали в истории охраны 90-е годы прошлого столетия в связи с нестабильной финансово-экономической обстановкой в стране. Одна за другой проводились реорганизации как в государстве и обществе, так и в милиции. Из-за сложной экономической ситуации многим государственным объектам, в первую очередь учреждениям науки и культуры, стало сложно оплачивать услуги вневедомственной охраны. Но постепенно ситуация выровнялась.

   Коснулись сотрудников вневедомственной охраны и события августа 1991 и октября 1993 года. Как и все столичные милиционеры, они участвовали в обеспечении правопорядка в те неспокойные дни.

   После распада СССР вневедомственная охрана в той или иной форме сохранились во всех бывших союзных республиках. Тем не менее государственный статус этих структур, система финансирования и название в разных странах сильно различаются.


   14 августа 1992 года Правительство РФ приняло «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ».

   В 1993-2005 годы в состав вневедомственной охраны были включены подразделения военизированной охраны (ВОХР).

   Вступление в новый век связано для столичной вневедомственной охраны с рядом реформ.

    В 2001 году в восьми из десяти столичных административных округов (за исключением СЗАО и ЗелАО) были созданы отделы по руководству службой вневедомственной охраны, которые затем были преобразованы в окружные управления вневедомственной охраны. Таким образом, в апреле 2003 года была создана трехзвенная структура. Это был первый этап оргштатных изменений.

   В 2003 году общая численность вневедомственной охраны в России составляла 377 тысяч человек, под охраной ОВО находилось более 427 тысяч объектов.

   С 1 января 2004 года, в рамках проводимой Президентом России административной реформы, согласно Федеральному закону № 186ФЗ « О федеральном бюджете на 2004 год», вневедомственная охрана переведена на финансирование из федерального бюджета.  


 В 2005 году была произведена реорганизация службы, создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ) и образованно специализированное унитарное предприятие – ФГУП «Охрана» МВД России, которое выполняет проектирование, монтаж и подключение систем охраны и контроля доступа. В состав ФГУП «Охрана» вошли работники военизированной, сторожевой и технических служб вневедомственной охраны.

   В 2006 году продолжились оргштатные изменения в подразделениях вневедомственной охраны города Москвы – назрел вопрос об укреплении окружных управлений. От территориальных отделов милицейская составляющая – батальоны реагирования. Пульты централизованной охраны (ПЦО), а также отделения кадров, финансовые подразделения стали входить в структуру управления округа. Каждому окружному УВО подчинялись несколько батальонов реагирования и строевые подразделения – либо полк, либо отдельный батальон.  


     В 2011 году, в связи с реформированием всей структуры МВД России, кардинальные перемены произошли и в столичной вневедомственной охране.

    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 3 от 7 февраля 2011 года милиция преобразована в полицию. Обновилас структура УВО ГУ МВД России по г. Москве. В рамках реорганизации, которая произошла в подразделениях вневедомственной охраны, подразделения вневедомственной охраны по административным округам столицы, существовавшие ранее в форме юридических лиц, теперь присоединены к Управлению вневедомственной охраны г. Москвы.
   Сегодня вневедомственная охрана г. Москвы ведет свою деятельность в форме федерального государственного казенного учреждения с разветвленной системой системой филиалов. Осуществляет полицейскую охрану объектов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Сейчас управлению подчинены Центр по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы, десять полков, десять межрайонных отделов вневедомственной охраны и одно окружное управление.
   Вневедомственная охрана  остается надежной  и постоянно развивающейся службой. Более того в последние годы спектр предоставляемых услуг неуклонно расширяется.

Заявка
Машины
Охрана квартир
Оплата услуг и тарифы
Квитанции для оплаты
Нормативная база


Линия

Правительство

ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве"
Адрес: 109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 16.
Телефон дежурной части: 8(495)351-00-60. Факс: 8(495)351-06-69.