Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина был создан новый орган федеральной исполнительной власти – Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в состав которой вошла и вневедомственная охрана — одна из самых многочисленных и оснащенных служб, стоящая на страже государственной и частной собственности, общественного порядка и безопасности соотечественников. За 65 лет существования службы накопленный опыт работы доказал эффективность деятельности подразделений вневедомственной охраны как при защите объектов, так и в борьбе с преступностью. В настоящее время под защитой вневедомственной охраны
г. Москвы находится около ста девяноста тысяч квартир граждан, более пятнадцати тысяч объектов, а также две с половиной тысячи мест хранения имущества граждан. Благодаря совершенствованию стратегии и тактики в борьбе с преступностью за прошедшие 5 лет, силами нарядов групп задержания подразделений вневедомственной охраны города Москвы было выявлено более одиннадцати тысяч преступлений.
История вневедомственной охраны уходит своими корнями в 1952 год, когда 29 октября постановлением Совета Министров СССР №4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дел организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» создана вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО) при органах Министерства внутренних дел. В подчинении органов внутренних дел были переданы сторожевые бригады, охранявшие торговые и хозяйственные объекты. Первоначально вневедомственная охрана занималась защитой мелких объектов собственности, и только уже затем – крупных предприятий, банков, строек, магазинов, административных зданий и других учреждений.
Предшественницами вневедомственной охраны можно назвать созданную 3 марта 1920 года для охраны промышленных объектов, запасов продукции и сырья промышленную милицию и ведомственную милицию, Положение о которой было утверждено 6 февраля 1924 года. Она создавалась на договорных началах с администрацией народнохозяйственных объектов, которые охраняла и содержалась за их счет.
Таким образом, до 1952 года все объекты народного хозяйства страны охраняли сами ведомства, содержащие в своих штатах целую армию сторожей. Подчинение охраны различным ведомствам не давало возможности совершенствовать ее организацию, не позволяло широко внедрять технические средства, которые увеличивали бы надежность и одновременно ее удешевляли. 29 октября 1952 года часть этой охраны была передана в подчинение милиции. Так наравне с ведомственной, появилась и вневедомственная охрана.
В структуре вневедомственной охраны были организованы сторожевые и военизированные подразделения, осуществлявшие наружную охрану особо важных, режимных объектов, мелких промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов. Уже на первом этапе своего развития, в 50-х годах, когда господствовала многочисленная наружная сторожевая охрана, значительно активизировалась роль вневедомственной охраны в предупреждении краж и хищений с охраняемых объектов.
В 1953 году вневедомственная охрана была создана в районных центрах, городах районного подчинения, рабочих поселках, на курортах и в дачных местностях. Центральным органом управления стал отдел охраны, образованный в составе Главного управления милиции МГБ СССР. Управление и отделы охраны выступали как самостоятельные внебюджетные организации, пользовавшиеся правами юридических лиц. Обеспечивая сохранность государственного, частного и коллективного имущества, выполняя различные задачи по охране правопорядка, вневедомственная охрана работала исключительно на основе самофинансирования.
С созданием милицейских и военизированных подразделений, внедрением технических средств охраны имидж службы стал иным. На смену пожилым сторожам пришла молодежь в возрасте т 20 до 35 лет, много бывших фронтовиков.
24 января 1959 года Постановлением Совета Министров СССР вместо пяти видов охраны (военизированная 1-й категории, военизированная, вооружено-вахтерская, профессионально-пожарная, сторожевая), установлено два вида: военизированная – для охраны особо важных и режимных объектов, и сторожевая – для мелких промышленных предприятий и строительных организаций, а также хозяйственных, торговых и других объектов.
Отделы вневедомственной сторожевой охраны были преобразованы в отделы охраны при органах милиции, на которые наряду с осуществлением руководства вневедомственной охраной возлагались обязанности инспектирования ведомственной милиции и контроля за ее организацией и состоянием. Однако все эти меры не решали вопроса коренной перестройки организации охраны в стране.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 670 от 18.05.1962 года перед вневедомственной охраной были поставлены задачи по внедрению средств технической охраны (охранной, пожарной сигнализации), развитию централизованной охраны объектов.
Начинается внедрение первой охранной сигнализации – электрической, звуковой. Вопросы промышленного производства технических средств охраны каждое подразделение решало самостоятельно. Поэтому о качестве и высоком уровне надежности речи не шло. Кроме того, на изготовление небольшого количества аппаратуры затрачивались огромные средства.
В связи с этим в 1965 году было принято постановление, которое предусматривало целый ряд радикальных мер по широкому внедрению в охрану технических средств, как основы для дальнейшего ее совершенствования и удешевления. В частности, создается специальная организация – Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны МВД СССР, на который была возложена разработка аппаратуры охранной сигнализации. Впоследствии одно из подразделений ВНИИПО МВД СССР вошло в состав ГУВО МВД России.
В это же время из структуры вневедомственной охраны была выведена пожарная охрана.
А чуть раньше, в 1964 году, в порядке эксперимента, по инициативе Ленинградского УВО впервые в стране проводится частичная замена сторожевой обходной охраны на милицию. Результат не замедлил сказаться: активизировалась борьба с преступностью, нарушениями общественного порядка, стало больше пресекаться краж. Сотрудник милиции, находясь на посту, осуществлял не только охрану объекта, но и контролировал общественный порядок, обеспечивая борьбу с преступностью. Такой же эксперимент шел и в подмосковном Подольске.
Преимущество такой системы было бесспорно. Поэтому были изданы документы, призванные укрепить службу вневедомственной охраны.
Постановлением Правительства № 129 от 18 февраля 1966 года было принято «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел». В соответствии с ним было создано Управление вневедомственной охраны, благодаря чему в стране была организована единая централизованная система вневедомственной охраны, призванная решать задачи по защите социалистической собственности от преступных посягательств. А Распоряжением Совета Министров от 10 мая 1967 года организована замена занятых на обходных постах сторожей и бригадиров милиционерами. В это же время установлены первые пульты централизованного наблюдения для охраны объектов.
С 1969 года под централизованную охрану принимаются квартиры граждан, а в 1970 году в составе вневедомственной охраны формируются подразделения так называемой «ночной милиции» - на улицу выехали первые авто и мотопатрульные наряды. После 1970 года все силы службы были направлены на коренное перевооружение вневедомственной охраны техническими средствами.
Тем временем Министерство приборостроения СССР организовало разработку и производство охранной аппаратуры, пультов централизованного наблюдения. Появление пультов централизованного наблюдения, на которые по линиям телефонной связи подключились объекты, открыло новый этап развития службы вневедомственной охраны.
Первый пульт «Нева» и первый приемно-контрольный прибор «Сигнал» были созданы в специализированном конструкторском бюро, в небольшой механической мастерской. С помощью этого оборудования впервые в стране, в Тушинском районе Москвы, состоялся эксперимент использования пультовой охраны: было подключено 15 магазинов. Охрана с помощью ПЦО в сочетании с мобильными патрулями используется и по сей день.
Все последующие годы стали для службы вневедомственной охраны вехами дальнейшего совершенствования и расширения уже созданной ею базы охранных услуг населению, различным предприятиям и организациям на договорной основе.
По состоянию на 1975 год, общая численность вневедомственной охраны во всем СССР составляла 53 тысячи человек, под охраной находилось 200 тысяч объектов. Интересно, что в конце 90-х годов численность только московской вневедомственной охраны была около 50 тысяч человек, а количество охраняемых объектов было чуть ли не большим.
В 1979 году службе поручено охранять учреждения Государственного банка СССР.
В 1980 году сотрудники вневедомственной охраны Москвы, как и все столичные милиционеры, активно принимали участие в мероприятиях по организации безопасности во время проведения Олимпиады 80.
Численность милиционеров вневедомственной охраны резко увеличилась. Служба стала успешно применять в работе все более надежные системы централизованного наблюдения за охраняемыми объектами, численность которых увеличивается с каждым годом. Все эти меры значительно повысили уровень и эффективность вневедомственной службы в предупреждении краж и хищений государственного и общественного имущества.
В 1980 году в Воронеже открылась Средняя школа милиции по подготовке офицерского состава для вневедомственной охраны, а в 1982 году состоялся первый выпуск.
С 1986 года в состав вневедомственной охраны вошли подразделения ведомственной милиции. Являясь государственной, служба не получала на свое содержание средства из бюджета страны, а сама зарабатывала их на основе договоров, заключаемых с хозорганами. 28 декабря 1989 года было создано Главное управление вневедомственной охраны в связи с образованием союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР.
Особенно трудными стали в истории охраны 90-е годы прошлого столетия в связи с нестабильной финансово-экономической обстановкой в стране. Одна за другой проводились реорганизации, как в государстве и обществе, так и в милиции. Из-за сложной экономической ситуации многим государственным объектам, в первую очередь учреждениям науки и культуры, стало сложно оплачивать услуги вневедомственной охраны. Но постепенно ситуация выровнялась.
Не обошли сотрудников вневедомственной охраны и события августа 1991-го и октября 1993 года. Как и все столичные милиционеры, они участвовали в обеспечении правопорядка в те неспокойные дни.
После распада СССР вневедомственная охрана в той или иной форме сохранилась во всех бывших союзных республиках. Тем не менее государственный статус этих структур, система финансирования и название в разных странах сильно различаются.
14 августа 1992 года Правительство РФ приняло «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ».
В 1993 – 2005 годы в состав вневедомственной охраны были включены подразделения военизированной охраны (ВОХР).
Вступление в новый век связано для столичной вневедомственной охраны с рядом реформ.
В 2001 году в восьми из десяти столичных административных округов (за исключением СЗАО и ЗелАО) были созданы отделы по руководству службой вневедомственной охраны, которые затем были преобразованы в окружные управления вневедомственной охраны. Таким образом, в апреле 2003 года была создана трехзвенная структура. Это был первый этап оргштатных изменений.
В 2003 году общая численность вневедомственной охраны в России составляла 377 тысяч человек, под охраной ОВО находились более 427 тысяч объектов.
С 1 января 2004 года, в рамках проводимой Президентом России административной реформы, согласно Федеральному закону № 186 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», вневедомственная охрана переведена на финансирование из федерального бюджета.
В 2005 году была произведена реорганизация службы, создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ) и образовано специализированное унитарное предприятие – ФГУП «Охрана» МВД России, которое выполняет проектирование, монтаж и подключение систем охраны и контроля доступа. В состав ФГУП «Охрана» вошли работники военизированной, сторожевой и технических служб вневедомственной охраны.
В 2006 году продолжились оргштатные изменения в подразделениях вневедомственной охраны Москвы - назрел вопрос об укрупнении окружных управлений. Был сокращен руководящий состав межрайонных отделов охраны. От территориальных отделов осталась милицейская составляющая – батальоны реагирования. Пульты централизованной охраны (ПЦО), а также, отделения кадров, финансовые подразделения стали входить в структуру управления округа. Каждому окружному УВО подчинялись несколько батальонов реагирования и строевые подразделения – либо полк, либо отдельный батальон.
В 2011 году, в связи с реформированием всей структуры МВД России, кардинальные перемены произошли и в столичной вневедомственной охране.
1 марта 2011 года Указом Президента России милиция преобразована в полицию. Обновилась структура УВО ГУ МВД России по г. Москве. Сейчас Управлению подчинены Центр по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы, 5 полков и 11 межрайонных отделов вневедомственной охраны по административным округам.
5 апреля 2016 года Указом Президента России N 157 Образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В состав Росгвардии вошли такие структуры как вневедомственная охрана, ОМОН, СОБР, ФГУП «Охрана», лицензионно-разрешительная система.
Сегодня охрана остается надежной и постоянно развивающейся службой. Более того, в последние годы спектр предоставляемых услуг неуклонно растет. За это время сменилось несколько поколений, сейчас в подразделениях работают дети и внуки тех, кто когда-то стоял у истоков службы. Возрос технический и профессиональный уровень сотрудников. И, конечно же, за шесть с половиной десятилетий были созданы славные боевые и трудовые традиции службы.